Языки

КРЫЖАНИВСКИЙ В. М. Материалы к биографическому словарю «Научно-педагогические работники Глуховского национального педагогического университета им. А. Довженко, 1924–1941 гг.».

[украинская версия PDF]

   В статье реконструирован жизненный и научный путь научно-педагогических сотрудников, которые работали в Глуховском национальном университете им. А. Довженко в 1924 - 1941 гг.
   Биография изучает конкретные жизненные истории людей. Она обращает внимание не только на материальные события в жизни человека, но и на его внутренние характеристики, поиск мотивов чьих-то действий, его психологию и менталитет. Когда биограф пользуется психоаналитическим подходом, используется термин психобиография.
  Биографии написанные, в основном, о выдающихся людях имеют целью лучше понять их личность. Просопография не занимается изучением отдельных лиц, однако, испытывает неподдельный интерес к истории жизненного пути группы людей. Для просопографа экстраординарные люди (например, Наполеон или Бисмарк) менее привлекательны и, в какой-то степени, даже неважны, потому что они «необычны». Биографии, как правило, изучают всю личность целиком, тогда как просопография стремится подчеркнуть сходство и различия между людьми в изучаемой группе.
   Про тех преподавателй, чьи имена настолько известны, что в интернете можно найти информацию - приводятся только краткие резюме со ссылками на литературу. И наоброт, те научно-педагогические работники, кто известнен в узком кругу, в статье даны более обширные учетные записи.
   Обращаем внимание, что сообщения о преподавателях размещены в словаре в алфавитном порядке их фамилий. Сведения о педагогических работниках имеют единую структуру, но полнота и степень унификации сведений разная. Объем каждой статьи обусловлен имеющейся информацией, обнаруженной в архивах, музеях, справочной и научной литературе. Если важнейшие факты жизни преподавателя не сообщаются (год рождения и смерти, место обучения и т.д.), то это означает, что составитель словаря не смог их разыскать.
   Предлагаемый читателю словарь играет роль своеобразного указателя для лиц, которые только начинают изучать историю нашего университета. Ученые же могут использовать эту публикацию для углубленного изучения истории преподавательского сообщества учебного заведения на рубеже XIX - ХХ вв.
   Ключевые слова: научно-педагогические сотрудники, педагогический институт, кафедра, ректорат, асистент.